Правила сочетания цветов и растений при составлении ландшафтных композиций

Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки – прямыми, газон – квадратным и так далее.


Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:

  • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
  • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.


Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.


Пейзажность – лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.


Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.


Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность,то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:

  • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
  • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.


А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на 2 неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть 2 объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.

Ошибка 7. Неправильно использован цвет

Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:

  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
  • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.


В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:

  • светло-серый;
  • светло-синевато-серый;
  • бежевый;
  • песочный;
  • кремовый;
  • очень светло-жёлтый.


Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.


С цветом явно перебор

На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать разнообразные декоративные растения для своего сада. Загляните в разделы Однолетние для дачи, Многолетние для дачи и Декоративные кустарники для дачи.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

  1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.


Эта цветовая гаманюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

Основы цветового дизайна в саду

Добавление статьи в новую подборку

Роскошный палисадник, утопающий в ярких красках и сладковато-пряных ароматах сегодня может создать даже начинающий садовод. Начать рекомендуем с приятного – набросать примерную цветовую гамму будущего палисадника.

Вы, возможно, удивитесь, но любая ландшафтная композиция, будь то альпийская горка, полянка у водоема, дорожка или клумба должны иметь свой цвет и оттенки. Какой – зависит только от вашего желания и фантазии. Подобрать растения с яркой листвой, цветками или побегами не составит труда, благо, в продаже сейчас можно найти практически все.

Идеальная цветовая палитра для тенистых участков

Участки сада, которые большую часть суток находятся в тени, нужно дополнительно “подсветить”. С северной стороны дачного домика или в тени густой кроны деревьев, где солнце бывает пару часов в день, посадите растения с нежно-розовыми, светло-желтыми, лавандовыми, бледно-голубыми или белыми цветками.

Читайте также:  Красота живой природы – пейзажный стиль в ландшафтном дизайне

Спокойная цветовая композиция для тенистого участка сада

Кустарники и многолетники с темно-зелеными, зелено-синими и темно-фиолетовыми листьями в тенистых местах сада будут создавать ненужные темные пятна или вовсе превратятся в “невидимок”. Если вы все же хотите посадить темные растения в тени, не забудьте создать для них светлое обрамление из декоративной мульчи или невысоких однолетников со светлыми цветками, например, белоснежного алиссума или серебристой цинерарии.

Какими цветами подчеркнуть солнечную поляну

На хорошо освещенных клумбах можно смело высаживать растения с ярко-зелеными листьями и стеблями и яркими цветками. В теплых лучах солнца красные, оранжевые, лимонные, желтые, синие и фиолетовые цветы заиграют новыми красками и оживят любой ландшафт. А вот пастельные оттенки лучше приберечь для затененных участков, поскольку на солнце они могут казаться бледнее, чем есть на самом деле.

Многообразие ярких цветов на солнечной клумбе в саду

Слишком большое количество ярких цветов на одном солнечном пятачке может разрушить композицию, а глазу будет не за что зацепиться. Поэтому не сажайте рядом больше трех-четырех растений разных цветов, лучше высадите растения разных оттенков одного цвета: рядом с канареечно-желтыми настурциями могут поселиться золотистые гелениумы, неоново-желтые бархатцы или оранжево-желтая эшшольция. Такая клумба будет выглядеть целостно и гармонично.

Какое сочетание цветов подойдет для моего сада

Определившись с местом создания будущей цветовой композиции, нужно выбрать сочетание цветов. Оно бывает трех видов: гармоничное, монохромное и контрастное. За сложными словами скрываются сочетания ярких и пастельных цветов и теплых и холодных оттенков между собой. Ландшафтные дизайнеры пользуются в своей работе таким же цветовым кругом, как и имиджмейкеры.

Гармоничные, или схожие оттенки, в цветовом круге находятся рядом друг с другом, их сочетание визуально расширяет пространство. Так что клумба, на которой растут цветы синего и фиолетового цветов, будет казаться объемнее и пышнее.

Контрастные цвета расположены друг напротив друга. Высаживая рядам растения с ярко-желтыми и фиолетовыми или оранжевыми и синими цветками, вы создадите экстравагантную клумбу, которая обязательно привлечет внимание.

Монохромная цветовая палитра состоит из тонов и полутонов одного цвета. Вы можете выбрать один любимый цвет, например, белый и создать сад в белых тонах, тогда и растения нужно выбирать с зеленовато-белыми или серебристыми листьями и желтовато-белыми цветками. Решившись на монохромный дизайн сада, помните, что главное место в нем занимает не цвет, а форма, текстура и размер ландшафтных композиций.

Как цвет растений в саду влияет на восприятие

Нежные, приглушенные и пастельные цвета создают атмосферу умиротворения и гармонии. Растения с кремовыми, нежно-розовыми, лавандовыми, персиковыми цветками можно высаживать в затененных укромных уголках сада, чтобы визуально сделать его объемнее и шире.

Спокойный зеленый фон создает особую атмосферу уюта и спокойствия, здесь хочется проводить жаркие летние дни

Совсем другая картина возникает в саду, где главенствуют яркие насыщенные цвета. “Фуксия”, кроваво-красные, оранжевые, солнечно-желтые, фиолетовые оттенки наполняют сад энергией и моментально приковывают взгляд. Растения ярких цветов – главные герои всей ландшафтной композиции, поэтому не нужно добавлять к ним пастельных “соседей”. Кроме того, насыщенные цвета визуально уменьшают пространство, так что для маленьких клумб и палисадников лучше выбрать менее кричащие.

Яркая цветная клумба, которая заряжает энергией и поднимает настроение

Пару слов об идеальных цветовых сочетаниях

Сама природа вдохновила ландшафтных дизайнеров на создание идеальных цветовых сочетаний. Например, комбинацию желтого и фиолетового можно увидеть во многих растениях: анютины глазки, крокусы, ирисы. Если соединить белый с желтым, получится ромашка, а оранжевый с желтым – бархатцы. Научившись “подглядывать” за цветением растений, вы и сами без труда составите цветовую палитру, в которой все цвета будут прекрасно подходить друг к другу.

Желтый и синий невольно заставят вас вспомнить о весне, первых лучах теплого солнца и прозрачно-голубом небе, какое бывает ранней весной.

Соединяя желтый и фиолетовый, можно добиться разных эффектов. Ярко-желтый с темно-фиолетовым создает эффект театральности, загадки и всегда выглядит драматично.

Бледно-желтый или лимонно-желтый с лавандовым – классическое сочетание, которое добавляет саду уюта и комфорта.

Красный с желтым – универсальное и незаменимое сочетание в любом саду. Ярко-красные, бордовые и оранжево-красные цветы, растущие рядом с лимонными, желтыми или золотистыми, моментально приковывают к себе взгляд.

Сочетание зеленого фона листвы и ярко-белых цветов наполняет сад спокойствием, радостью и свежестью. Это идеальный фон для любой композиции. Рядом с огромным кустом белоснежной гортензии или сирени гармонично смотрятся яркие пятна роз или лилий. Так насыщенные цвета не будут выбиваться из общей картины.

Оранжевый с фиолетовым – это довольно необычное сочетание цветов в ландшафтном дизайне. На такой цветовой эксперимент решаются немногие. Но если вам не хватает экстравагантности, смело высаживайте рядом оранжевые тюльпаны и фиолетовые садовые фиалки.

Начинающие садоводы чаще всего не усложняют себе жизнь и выбирают простую цветовую гамму: синий + розовый. Найти в продаже неприхотливые растения с розовыми или голубыми цветками не составит труда, а полученная композиция станет прекрасным элементом ландшафта.

Грамотное использование ярких красок и цветовых сочетаний в ландшафтном дизайне превратит ваш сад в уголок спокойствия и красоты.

Роль композиции в дизайне ландшафтов

Мы часто восхищаемся картинками красивых садов и парков. Цветы, деревья, тропинки и множество мелких деталей создают цельный и удивительно гармоничный образ сада. Композиция в ландшафтном дизайне – то, благодаря чему можно создать такой удивительный сад. Каждый, кто хоть раз сталкивался с обустройством сада, знает, что создание ландшафтной композиции – целая наука.

Роль композиции в дизайне ландшафтов

Ландшафтная композиция и ее виды

Композиция – это размещение в пространстве различных объектов, которые в итоге создают цельный образ. Основой любой композиции должна быть некая связующая идея, единая тема, которая будет объединять все ее элементы. Соотношение элементов должно быть таким, чтобы ни один из них не выбивался из общего ряда, находился в непрерывном взаимодействии с другими объектами.

Если вы решились создать в своем саду или во дворе ландшафтную композицию, четко определите ее целевое назначение и ответьте на ряд вопросов:

  • Какую функциональную нагрузку будет нести этот объект?
  • Каким образом эта композиция впишется в окружающее пространство?
  • В каком стиле будет композиция?

Выбор стилистики – дело вкуса. Однако большинство композиций выполняются в таких стилях:

Пейзажный стиль – один из доминирующих в ландшафтном дизайне. Предполагает нарочитую естественность ландшафта и всех его компонентов. Пример на фото.

Регулярный стиль отличается осевым выстраиванием композиции, симметричностью и упорядоченностью. Этот стиль всегда подразумевает некоторую парадность, требует большого пространства и тщательного ухода.

Остальные стили ландшафтных композиций можно назвать тематическими. Это может быть японский сад или сад в стиле кантри, любой из них имеет свои правила построения композиций.

Пейзажная композиция в ландшафтном дизайне

Элементы ландшафтной композиции

Ландшафтная композиция – довольно сложный объект, который включат в себя множество компонентов. Обратим внимание на наиболее важные из них:

  • проектируемые объекты (дорожки, беседки, мостики);
  • объемные элементы (растения, кусты, деревья, здания, рельеф и т.д.);
  • плоскостные компоненты (газоны, лужайки, водоемы).

При составлении композиции учитывают следующие моменты:

Соотношение форм. Чаще всего при составлении композиции из деревьев и кустарников придерживаются принципа контрастного комбинирования объектов:

  • шаровидный — пирамидальный;
  • большой — маленький;
  • высокий — низкий.

Пример такой композиции на фото ниже. Плоскостные элементы уравновешивают объемными кустарниками и деревьями.

Соотношение цветов. Цвет – один из ключевых элементов композиции, он не только украшает, но и создает настроение.

  • Выбор цвета, пожалуй, наиболее сложная часть создания композиции. Чтобы не прогадать с выбором, можно использовать цветовые таблицы, как это делают опытные ландшафтные дизайнеры (на фото ниже).
  • Базовая таблица включает 12 цветов, но при желании вы можете создать свою индивидуальную таблицу со своими любимыми оттенками.
  • С помощью цвета можно скрыть огрехи участка, увеличить или удлинить его. Так, светлые тона визуально приближают, а темные отдаляют пространство.

Рельеф участка можно подчеркнуть, посадив на возвышенностях деревья со светлой листвой, а в низинах – с темной.

Игра контрастов. Использование контрастных приемов – главный секрет опытных ландшафтных дизайнеров. Контраст может подчеркнуть или смягчить форму, он может изменить визуальное восприятие объекта.

  • Если вы хотите, чтобы дерево казалось выше, высадите вокруг низкорослые кустарники.
  • Водоем будет казаться больше в обрамлении зеленого газона, тогда как высаженные на берегу деревья визуально уменьшат его.

Для гармонизации контрастных элементов используют так называемый нюанс.

Нюанс – это переходной или связующий элемент композиции. Нюанс играет вспомогательную роль, обычно он имеет некоторую схожесть с другими элементами, при этом отличаясь от них.

В цветочных композициях нюансом может стать цветок, имеющий переходной тон.

Помимо цвета и формы, большую роль играет фактура:

Подбирая растения по фактуре учитывайте, какая фактура будет доминирующей, а какая дополнительной, например, как на фото.

Особую роль играет фактура дополнительных декоративных элементов:

Так, чтобы связать между собой деревянную садовую лавку и окружающие деревья или цветники, можно расположить рядом небольшой рутарий.

Правила создания ландшафтной композиции

Какую бы композицию вы не задумали, обязательно учтите правила, которыми руководствуются опытные дизайнеры.

  1. Любая композиция будет смотреться целостно, только если расстояние от места, с которого она просматривается, составит не менее двух её высот.
  2. В композиции из трех элементов должно быть не более двух цветов. Композиция из 5 элементов может иметь 3 цвета.
  3. Композицию необходимо создавать с учетом сезонности, чтобы она радовала вас круглый год, а не превратилась в гербарий после одного месяца цветения, следует компоновать растения таким образом, чтобы увядание одних цветов сразу же сменялись цветением других.

Решить эту проблему можно различными способами, самый популярный – это хвойные композиции в ландшафтном дизайне, которые радуют зеленью и зимой и летом (как на фото ниже). Интересный выход можно позаимствовать из традиционных японских садов, где каждый сезон доминирует только одно растение.

Правильно составленная ландшафтная композиция, как на фото ниже, должна включать такие элементы:

  • передний план – оформляют низкими растениями с мелкой листвой;
  • средний план – декорируют группами небольших деревьев или кустарников или одиночными деревьями с красивой формой кроны или яркой листвой (как на фото ниже);
  • дальний план – выделяют высокими деревьями;
  • обрамление – позволяет создать отдельную пейзажную картину, для этого используют контрастно высокие деревья или зеленые ограды по краям.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете создать неповторимую ландшафтную композицию.

Видео: Ландшафтный дизайн: Композиции

Композиция в ландшафтном дизайне. Четыре элемента ландшафтной композиции

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Читайте также:  Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Читайте также:  Романтический стиль в ландшафтном дизайне

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Как выбрать сочетание цветов и растений в саду?

Цветущий и благоухающий сад с весны до глубокой осени мечта многих.

Однако бывает, что потратив много сил и немалую сумму, мы не получаем удовлетворения от проделанной работы: в цветнике царит хаос красок, любимых растений не видно за более высокими собратьями, а иногда в саду нет ни одного цветущего экземпляра. Знакомая картинка?

Меняем подход! Теперь вы легко и без особых вложений сможете организовать цветник на весь год!

Многоярусный цветник

Высокие розовые и белые розы образуют «верхний этаж» цветника, компанию им создает наперстянка соответствующих тонов. Когда ваш взгляд опускается чуть ниже, вы замечаете ирисы. В мае, во время цветения, ирисы добавляют саду краски, а в остальное время создают фон для других растений. В самом низу могут расположиться кустики самшита, герань, манжетка и сальвия.

Красив цветник из наперстянки. В саду наперстянки высокорослых сортов часто высаживают на заднем плане цветников. На их фоне размещают все остальные, более низкие растения:

  • тюльпаны
  • бадан
  • бруннеру
  • астильбоидес пластинчатый
  • наперстянку (низкорослые сорта)

Эти растения имеют крупные эффектные листья и хорошо сочетаются с вертикальными линиями, создаваемыми наперстянкой. Богатая цветовая гамма дает возможность сделать цветник в любимых тонах. Такая комбинация цветов и растений характерна для свободной групповой посадки в саду природного типа.

Один вид, разные цвета

Всегда интересно и привлекательно выглядит цветник, где подобраны растения одного вида, но представленные широкой гаммой цветов и форм. Такой способ будет привлекать внимание к каждому отдельному растению, появится желание подробно рассмотреть каждый экземпляр.

Например, коллекция хост обязательно украсит ваш сад, ведь у хосты такое множество сортов, что повторить ваш цветник будет сложно. А, правильно подобрав растения по срокам цветения, вы сможете весь сезон любоваться цветами и красотой листвы.

Растения разные, цвет один

Еще один вариант игры с цветом и формой: оформить сад разными растениями, но подобрать их в одном цвете. Не старайтесь точно соответствовать выбранному тону, наоборот, оттенки создадут мягкость и богатство цвета. Различная фактура листьев подчеркнет контрасты.

Уделите внимание срокам цветения. Это даст вам возможность с весны до осени радоваться пышному цветению.

Вариации на тему

Объедините свой сад в гармоничное произведение. Для этого используйте одни и те же цветовые сочетания для разных растений в разных уголках сада.

Сочетание тюльпанов нежных, теплых персиковых тонов, с фиолетовыми гиацинтами добавляет весеннее настроение саду. Повторите это сочетание с помощью других растений: шалфея, садовой флоксы, садовой гвоздики,трав. Фоном для этих солнечных всплесков послужат хвойники или вечнозеленые растения.

При организации подобного сада учитывайте сходные требования к свету, почве и влаге всех растений-соседей.

Единство противоположностей

Фиолетовый и красный цвета – находятся на противоположных концах спектра света, однако даже такое сочетание выглядит на клумбе привлекательно и гармонично. Чтобы растения этих контрастных цветов воспринимались нами легко, советуем разделить посадки травами или дорожками нейтрального тона.

Яркий акцент-фокусная точка

В одной из наших статей мы уже рассказывали о важности создания в саду фокусных точек. Одним из таких акцентов может стать изысканный керамический вазон или группа ярких контейнеров с живописными растениями. Например:

В такой вазон или контейнерную группу можно высадить и комнатные растения, которые весь весенне-летний сезон с удовольствием будут расти на свежем воздухе:

Сладкие суккуленты

Сизые, зеленые, розовые, с коньячным оттенком – суккуленты образуют прекрасную мозаику в этом уголке почвопокровников(седумов). Такая клумба всегда будет выглядеть аккуратно и живописно.

Если вы уделите посадкам некоторое время и высадите суккуленты по разметке, то сможете любоваться цветочными узорами и орнаментами, а также получать комплименты от гостей. Сюда же можно высадить и домашних любимцев: кактусы, агавы, опунции.

Чувство меры

Не стоит высаживать слишком много различных видов растений в небольшом саду. Конечно, когда входишь во вкус, остановиться сложно, ведь каждое растение прекрасно по-своему. В какой момент остановиться, вам должно подсказать чувство меры.

Мы же советуем, для маленького цветника выбрать два-три прекрасных растения, которые сочетаются между собой цветом листвы, размерами и временем цветения. Это будет стильная и достойная композиция, которая доставит эстетическое наслаждение.

Ярко зеленая туя, белая метельчатая гортензия и алая роза образуют основу этого прекрасного небольшого сада.

Сад на весь год

Чтобы сад был привлекательным не только в весенне-летний сезон, но и радовал зимой, обязательно высадите несколько хвойных и вечнозеленых растений. Они будут базой вашего сада. Между этими растениями разместите те, любимые вами многолетники и красивоцветущие кустарники, которые окрасят цветник яркими красками с весны до осени.

Такой подход не только дает возможность оживить сад в зимний период, но и менять его вид по своему желанию, высаживая между хвойниками другие многолетники и однолетники.

Непрерывное цветение

Планируйте свои посадки в саду, так чтобы у вас было, по крайней мере, несколько цветущих растений весной, летом и осенью. Например, такие растения как: рудбекия, лилейник, шалфей(сальвия), седумы и гортензии, могут цвести с середины лета и до морозов, поэтому обязательно найдите им местечко в цветнике.

Ландшафтные композиции

Ландшафтные композиции – это сочетания трав, цветов, злаков, деревьев, кустарников, камней, гравия и песка.

Ландшафтная композиция строится на биологических особенностях растений и декоративных качествах.

Период цветения, размеры и внешнее строение, свойственные особенности листьев, цветков, а также соцветий – все это очень важно в построении ландшафтных композиций.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения позволяют наслаждаться красочным садом до глубокой осени. Их можно сделать своими руками.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения

Красота сада постоянного цветения заключается в хорошо подобранном ассортименте растений, которые подбираются с разнообразным сроком цветения, с весны и до осени. Ландшафтные композиции создаются из цветочных растений, трав, а также луковичных.

Цветник становится декоративным в течение долгих лет. Весной сажают рассаду многолетних цветов и злаковых культур, а осенью сажают луковичные растения.

Цветник в саду должен быть объемный, он также должен проглядываться в глубине – это усиливает массу положительных эмоций и зрительное его восприятие. Оформление – умиротворяющее, ненавязчивое и деликатное, без отвлекающих контрастов, без перепадов размеров, форм и окрасок.

Наилучшее цветовое соотношение: розовые, желтые и красные тона (теплые около 60%), фиолетово-голубые (около 25%), белые (около 15%).

Очаровательную объемность цветнику придают декоративно-лиственные многолетние растения: бадан, хосты, астильба, роджерсия, дармера, гейхера, медуницы.

Высота многолетних цветов определяет их местоположение в посадках с другими растениями. По высоте они делятся.

Монументальные растения, около 2 м высотой и более

Главное использование высокорослых многолетних растений – создание групп, оформление водоемов, живописных зарослей, солитеров, к примеру, мискантус китайский, бузульник Пржевальского, ревень, клопогон, волжанка, посконник.

Растения до 2 м высотой

Эта группа растений обширна. Причем, различные виды одного растения могут быть маленькими и даже великанами и среднерослыми.

Низкорослые растения до 50 см высотой

Низкорослые растения сажают на первый план в группах, массивах, куртинами.

Растения высотой до 25 см высотой, или почвопокровные растения.

Почвопокровные растения применяют как заменитель газона, для каменистых горок и альпинариев. К данной группе в основном относятся раноцветущие многолетники: арабис, ясколка, горечавки, флокс шиловидный, ландыш, печеночница и низкорослые растения: лапчатка, живучка, гвоздика травянка, барвинок малый.

Многолетники с зонтиковидными соцветиями (посконник, тысячелистник, синеголовник, монарда, молочай) в цветники сажают большими куртинами.

Многолетние растения с колосовидными соцветиями (бадан, бузульник, горец, вероника, вербейник, шалфей, астильба, полынь, люпин, лиатрис, буквицы) сажают рядом с растениями, имеющие соцветия-ромашки.

Внешний вид многолетников

По внешнему виду многолетние растения делятся на зарослевые, кустовые и почвопокровные. Большую роль играет раскраска листа, форма и размер, цветки и соцветия.

Многолетние растения с монументальными листьями: бадан, белокопытник, ревень, дармера, бузульник Пржевальского, отлично смотрятся на фоне воды и применяются для оформления берега водоема, в роли солитера.

Растения с орнаментальной листвой: дицентра, анемона, пион, роджерсия, аквилегия, астильба, подходят для создания групп, оформления зданий, одиночных посадок.

Многолетние растения с мелкой листвой и цветками относятся к почвопокровным и применяются для создания лужаек.

Цветовые сочетания и ландшафтные композиции

Растения в ландшафтных композициях сажают сочетая цвета.

Оранжевый, красный, желтый, голубой, зеленый, синий краски солнечного спектра. Из этой палитры теплые тона – первые три, а вторые три – холодные.

Чистыми цветами являются желтый, красный и синий. Остальные цвета получаются при смешивании: фиолетовый – красный, оранжевый – красный, зеленый – желтый.

Чтобы ландшафтная композиция из рядом растущих и цветущих растений выглядела гармонично, необходимо подбирать цветовую гамму растений. К примеру, для мягкого перехода от лимонного цвета к оранжевому цвету можно использовать желтый.

Гармонию цветов применяют в больших композициях, а в маленьких – контрастные сочетания.

Цвета контраста в ландшафтных композициях

Оранжевый – синий, красный – зеленый, желтый – фиолетовый как бы усиливают друг друга. Оранжевый цвет на фоне синего, кажется теплее, а синий наоборот холоднее; красный же цвет усиливается зеленым, а желтый цвет – фиолетовым. Белый цвет является нейтральный и усиливает пассивные тона.

В ландшафтных композициях не гармонируют и не комфортны для восприятия глаз сочетания цветов:

Белый и черный – нейтральные цвета, они предназначаются для смягчения резких контрастов.

Ссылка на основную публикацию