Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Дачный дизайн с экзотикой: техника создания арбоскульптур из деревьев

Необычные вещи привлекали людей во все времена. А если удивительные формы принимают живые деревья, то мимо такой красоты никто не пройдет равнодушным. Одним из ювелирных направлений в ландшафтном искусстве можно назвать арбоскульптуру – выращивание деревьев в форме кресел, геометрических фигур, витиеватого орнамента и даже людей. Но не путайте арбоскульптуру с топиари и бонсай. Это три разных техники, и в чем их различие – разберемся на конкретных примерах. К тому же простейшие формы арбоскульптуры может создать любой дачник, у которого хватит выдержки и терпения для формовки, прививки и ухода за своими скульптурными деревьями.

Арбоскульптура – не новое направление. Его придумали еще во второй половине 19 века в Америке. Но до этого времени деревья, выращенные в технике арбоскульптуры, встречаются в Европе редко, а уж на территории стран бывшего Советского Союза и вовсе считаются экзотикой. Так что если вы хотите удивить всех знакомых и друзей, попробуйте создать в этой технике хоть одно дерево.

На таком оригинальном кресле понравится сидеть не только гостям, но и собственным детям, которые сделают его главным объектом для игр

Суть арбоскульптуры в том, чтобы в процессе выращивания растения придать ему причудливые формы с помощью искривления ствола, формовки ветвей и, если надо, прививок. На первый взгляд, техника смахивает на бонсай, где тоже бывают искривленные стволы. Но бонсай – искусство выращивания миниатюрных деревьев с полным сохранением признаков большого. А в арботехнике специально изгибают растение, придавая ему ненатуральную форму.

Разные формы можно придать культурам и с помощью техники топиари. Но в этом случае оригинальные формы и фигурки получаются благодаря постоянной стрижке листвы и тонких веточек. А в арбоскульптуре листья не трогают. Задача садовника – преобразить форму ствола, искривить скелет, пока он не успел одревеснеть. Причем можно экспериментировать не с одним саженцем, а объединять в один ансамбль по 3,4 и более деревьев. Их стволы соединяют методом прививки, а уж деревья сами залечивают раны, намертво прирастая друг к другу и образуя в месте соединения шрамы-наросты.

Прививки используют, когда создают скульптурную композицию из нескольких деревьев, а форму одного растения меняют с помощью сгибания ствола и ветвей

Какие деревья подойдут для арбоскульптуры?

Чтобы дерево стойко переносило все неприятности, которым будет его подвергать хозяин, оно изначально должно быть приспособлено к климату данной местности. Так что из самых обычных берез, рябин, кленов и черемухи легче всего создать скульптурные шедевры. Плодовые также неплохо переносят формовку, но урожаи начнут давать немного позже обычного срока: не через 4-5 лет (яблоня), а к 7 году.

Начинать осваивать новую технику лучше с ивы или сливы. Обе они быстро растут, хорошо приживаются и не требуют особого ухода. Если приобретать деревце в питомнике, то сразу надо узнавать, из каких краев привезено. Лучше чтобы оно было выращено на отечественных землях.

Полный список деревьев, которые легко поддаются искривлению, можно найти в энциклопедиях бонсай, так как эта техника получила гораздо большую популярность и, соответственно, больше транслируется в интернете. Правда, обращайте внимание на то, что для арбоскульптуры нужны именно деревья, в то время как бонсай подвергают и низкорослые кустарники.

Создать такой стол можно из любого крупного дерева, вроде липы, клена или даже плодовых культур, привитых на карликовые подвои

С чего начать: простейшие формы

Простейшим вариантом арбоскульптуры считается дерево, ствол которого изогнут зигзагом. Для того, чтоб получить такое чудо, надо:

  1. Купить саженец с гибким стволом. (Проверьте при покупке, слегка подвигав ствол в стороны. Если ствол успел одревеснеть – ищите более молодой саженец).
  2. Посадите растение не вертикально, а под некоторым углом (до 30 градусов), чтобы оно укоренялось уже с изгибом.
  3. Попробуйте наклонить макушку деревца и найдите то место, в котором оно лучше всего поддается сгибанию. Чаще всего это место в верхней, самой молодой части ствола.
  4. Все ветви ниже точки сгиба обрежьте на кольцо (прямо возле ствола, без пеньков).
  5. Из двух палок сбейте крестовидную опору так, чтобы она была выше саженца на 10-20 см, а место пересечения палок припадало на 1/3 верха опоры.
  6. Вкопайте опору в землю так, чтобы ствол оказался примерно по центру между палками.
  7. Привяжите к одной палке саженец, начиная от точки сгиба растения и до половины оставшейся части. Остаток верхушки изогните в противоположную сторону и привяжите ко второй палке, которая идет под углом к первой.
  8. Если растение слишком мало, сгибайте его только в одном месте и ждите пару месяцев, пока оно в таком состоянии подрастет, чтобы иметь возможность повторить изгиб.

Сгибать стволы можно только весной-летом, когда в дереве пошло сокодвижение. До этого момента саженец не обладает гибкостью и может треснуть при наклоне.

Угол изгиба ствола можно варьировать с помощью крестообразной опоры, раздвигая ее части подальше или поближе до момента фиксации дерева

Все скелетные ветви, находящие выше места первого сгиба ствола, надо тоже формировать. Для этого на дереве оставляют самые сильные ветки и придают им угол наклона, подвешивая на концах грузики. Если нужна строго горизонтальная линия или точно заданное направление, прибивают к основной опоре горизонтальные рейки в точках, где ветка отходит от ствола, и привязывают к ним середину и край ветки.

Когда вы увидите, что ствол и ветви огрубели, стали твердыми, можете снимать поддерживающий каркас. Изгибов ствола можно создавать таким образом сколько угодно, меняя опоры на более высокие.

Скульптурные вазы из плодовых деревьев

Чтобы плодовые деревья вписались в ландшафт, можно усовершенствовать их форму, создав из ствола вазу, цветок, кубок, спираль и пр. В таком виде они будут декоративны в любое время года. Сделать скульптурный шедевр несложно, но придется формировать крону несколько сезонов.

Этап 1. Создание каркаса

Первым делом продумывают, какой формы будет дерево. Рекомендуем начать с вазы. Для этого сваривают металлический каркас в форме вазы, высотой и шириной не более 2 метров и устанавливают его на том месте, где предстоит расти деревцу. Каркас представляет собой кольцо метрового диаметра снизу, от которого идут вверх металлические изогнутые штыри (6-10 штук), с имитирующие форму вазы.

Сверху все штыри завариваются между собой с помощью еще одного металлического кольца, диаметром до 2 метров. Устанавливать надо основательно, чтобы каркас не покосился или осел со временем.

Если каркас чаши делать шириной более 2 метров, то желательно вставить опорное кольцо и посередине, чтобы конструкция хорошо держала форму

Этап 2. Посадка саженца

  • По центру нижнего кольца каркаса высаживают деревце. Делать это надо осенью, чтобы к весне растение укоренилось.
  • Саженец должен быть однолетний и привитый на карликовый подвой.
  • Ранней весной срезают весь верх саженца, оставляя только 30 см ствола.
  • Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти.
  • Остальные ветви срезают на кольцо.
  • Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Этап 3. Формовка основания древесной чаши

Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти. Остальные ветви срезают на кольцо.

Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Для четкого прослеживания красивой формы ствола, всю боковую поросль надо своевременно удалять, оставляя штамб абсолютно чистым, лишенным ветвей

Этап 4. Создание каркаса из ветвей

За год скелетные верхушечные ветви окрепнут, поэтому весной проводят их глубокую обрезку, оставляя только небольшую часть с двумя почками. Остальное – удаляют.

Из двух почек вырастут новые побеги, которые и станут гранями чаши. Каждый побег по мере роста фиксируют на штырях каркаса, чтобы придать ему строгое вертикальное положение. Вам остается следить за развитием дерева, подрезать на основных скелетных ветвях боковые побеги. Оставляйте на каждой древесной “грани” по 3-4 побега, срезав их верхушки до уровня второго от начала листа. На них начнут формироваться плодовые почки, и со временем ваша ваза покроется сочными фруктами.

Когда главные ветви достигнут верхних точек поддерживающего каркаса и одревеснеют, можете убирать металлическую конструкцию. Отныне дерево само будет держать заданную форму, а вам лишь останется прореживать лишние побеги и сдерживать рост верхушек, чтобы не потерялся скульптурный эффект.

Конструкции из нескольких деревьев

Достаточно просто создаются скульптурные композиции из нескольких деревьев. К примеру, из 4 ив или берез можно создать ошеломляющей красоты спираль. А делается это просто:

  • Готовим каркас. Нужно сварить каркас из металла в форме цилиндра. Цилиндр состоит из одинаковых колец снизу и сверху (до 2 метров в диаметре), и четырех штырей между ними. Штыри должны быть приварены на одинаковом расстоянии друг от друга. Далее вокруг штырей оборачивают толстую проволоку, начиная снизу и наматывая ее на каркас спиралью под углом в 40-45 градусов. Расстояние между спиральными кольцами – 35-40 см.
  • Сажаем и стрижем деревья. Затем высаживают 4 однолетних деревца по наружной стороне конструкции в точках, где у каркаса идут вверх опорные штыри. Стволы фиксируют к штырям, чтобы они развивались строго по вертикали. Скелетные ветви оставляют только те, что находятся на уровне проходящей спирали, и привязывают их к проволоке. Остальные удаляют на кольцо. На стволе в 2 метра высотой у вас должно получиться примерно по 5 ветвей. В какую сторону их направлять – смотрите по податливости побега. Куда он сам клонится легче, туда и фиксируйте. Постепенно ветви обмотают проволочную спираль, а через 2-3 года одревеснеют. Отходящие от этих ветвей побеги удаляйте, чтобы они не ослабляли рост главных ветвей.
Читайте также:  Садовые фигуры из бетона своими руками

Когда вся спираль закроется ветками, и они станут толстыми, проволоку снимают, а каркас разбирают. Получившаяся древесная спираль непременно будет выделяться в ландшафте, вызывая зависть у окружающих.

Нижнее опорное кольцо каркаса можно и не делать, если боковые штыри загнать глубоко в землю, чтобы они надежно держались

Как вы поняли из инструкции, стать скульптором в собственном саду весьма просто: нужно лишь иметь желание и хорошего сварщика под рукой, который сделает опорные каркасы.

ВСЁ ДЛЯ ДОМА

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев.

Арбоскульптура – это плод человеческого труда, различные декоративные элементы, выполненные из деревьев . Можете ли вы представить себе дерево в форме человека? А быть может, вы видели шезлонг, выполненный из растущих кустарников ?

История возникновения

Прием был создан в начале 20 века. Простой фермер на участке вырастил сикоморы и своими руками переплел их. Соседи увидели шедевр и оценили. Это сподвигло Акселя Эрландсон на новые подвиги. Он решился переплести уже 4 ствола.

Затем он отправился в Калифорнию и открыл там необычный «Древесный цирк». Туристы толпами стекались посмотреть на завораживающее зрелище.

После смерти фермера цирк какое-то время оставался заброшенным, но потом перешел к поклоннику творчества Акселя, и его восстановили. Затем арбоскульптура заинтересовала и других людей, но повторить успех Эрландсона так никому и не удалось. В наше время наиболее ярким представителем, обладающим способностями к созданию скульптур из стволов деревьев, считается Ричард Римс.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры . При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей . Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей

Поктре

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре. Это не что иное, как создание живой мебели . Основоположник способа — Питер Корр. Свое первое кресло он изготовил еще в 1987 году. Самые известные его творения — это живые зеркала . Основная их особенность заключается в том, что стволы деревьев переплетаются таким образом, что у основания они переплетены вместе, а сверху как бы расходятся в стороны. В итоге в получившуюся конструкцию можно вставить зеркало.

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре

Арбоскульптура может быть выполнена из различных видов растений – садовых слив , сикомор, черемухи. Поктре стал известен в креативном ландшафтном дизайне именно благодаря Корру. Однако поклонников метода до сих пор не так-то много. Все дело в том, что срок изготовления занимает длительное время. Так, для получения одного предмета потребуется примерно 6 лет. Ввиду этого ряд поктре выполняется искусственно, с применением корней, которые более гибкие и развиваются быстрее.

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере .

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент . Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой. В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Техника предполагает и изменение корней дерева

Создание деревянной вазы

Вам потребуется каркас. Затем на него высаживают однолетний саженец на карликовом подвое. Остается только обрезать побеги и активно подкармливать растение. Помните! Представленные растения несколько слабее, чем дикорастущие. После того как вы увидите, что саженцы прочно укоренились и чувствуют себя хорошо, каркас можно убирать. Но для этого потребуется несколько лет.

Точно так же выполняется спираль. Но для этого потребуется уже 4 саженца. Каркас при этом берется цилиндрической формы. Его ставят на 4 стойки.

Наиболее простая арбоскульптура

Намного сложнее срастить стволы различных сортов деревьев. При этом применяется такой метод, как прививка . Со стволов счищают кору, затем их соединяют и обвязывают. Затем деревья ставят на каркас. После того как они окрепнут – опять же, пройдет несколько лет, − каркас убирается.

Для тех, кто мечтает создать своими руками шедевр, но не готов ждать так долго, есть несколько дельных советов:

  • используйте такое дерево, как ива, – она вырастает за год до двух метров;
  • каркас лучше брать из биопластика.

Такие методы прекрасно решают основную проблему арбоскульптуры – долгий срок создания.

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Архитекторы из Германии соорудили башню, длина которой достигает 9 метров

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

На данный момент интерес к арбоскульптуре возрастает. В своих садах дизайнеры и обычные люди начинают выращивать удивительные растения. Кто знает, может, совсем скоро дома, выполненные из переплетенных стволов и ветвей, войдут в моду!

Арбоскульптура (фото)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Арбоскульптура (Витые деревья)

Всем доброго дня. Раз уж на Ярмарке Мастеров стартовала тематическая неделя “Зеленый свет”, то я решила рассказать Вам о арбоскульптуре.

Арбоскульптура – это искусство плетения живых растений в причудливые формы. Арбоскульптура (Pooktre) – искусство управлять формой растущих деревьев. С помощью простейших инструментов мастер может заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца. Родоначальником арбоскульптуры считается Аксель Эрландсон.

Первую арбоскульптуру Эрландсон создал еще в 1919 году. Довольно долго его увлечение было всего лишь семейным хобби – пока его дочь с женой не отправились в 1945 году в путешествие. Во время этого путешествия они поняли, что людей вид всяческих странностей настолько привлекает, что они готовы отдавать деньги ради того, чтобы хот посмотреть на них. Возвращаясь домой, они пришли к выводу, что их затейливые деревья могут оказаться весьма прибыльным предприятием.

Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшой участок земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать новые было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – “Древесный цирк” (Tree Circus).

Читайте также:  Дачные поделки из автомобильных шин и покрышек своими руками

Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: “Я просто говорю с ними”.

После смерти великого Эрландсона «Древесный цирк» постоянно менял хозяев и едва не был разрушен. Спасением оказалась покупка цирка одним из поклонников творчества Акселя. Сегодня «древесный цирк» расположен в городе Гилрой и носит имя этого города.

Питер Кук и Бэки Нортей решили возродить идею Аксела для изготовления эксклюзивной мебели. Назвали это искусство “Pooktre” (Pook – Peter cOOK и слова tree – дерево).

Первые эксперименты прошли в создание столика для кофе и рамки для зеркала – и у них это получилось!

Люди-деревья, сделанные по технологии Pooktre являются одной из самых интересных частей Pooktre парка. В парке много разных результатов их творческих экспериментов, многие из которых сделаны специально под заказ и будут пересажены вскоре..

Спустя годы деревья могут быть сформированы в столы, шляпы, вешалки, стулья и даже кровати. Вообще Питер и Бекки уверены, что можно вырастить что угодно.

Такой процесс формирования деревьев конечно занимает годы. Питер и Бекки высаживают молодые побеги весной и обрезают их осенью, сращивают с другими побегами и так несколько раз – пока не будет достигнут желаемый результат, который превратит эти деревья в уже настоящие произведения искусства, ну или удобный стул!

Арбоскульптура включает в себя не только сплетение ветвей и стволов, но ещё и придание формы корням дерева. Встречаются деревья с внешней корневой системой. В этом случае основной массив корней находится на поверхности земли, а не под ней. С корнями гораздо более удобно работать, благодаря их природной гибкости и пластичности и они достаточно быстро привыкают держать форму.

К сожалению, именно поэтому арбоскульптура никогда не будет популярна в нашей стране. Климатические условия в России таковы, что деревья с открытой корневой системой не смогут пережить наши морозные зимы.

Материалы, которые были использованны для статьи:

Арбоскульптура – скульптура из живых деревьев

В Индии или Японии нередко можно повстречать так называемые «живые мосты». Это незатейливые сооружения созданные из каучуковых деревьев, перевитых между собой и переброшенных через воду. Местные жители занимаются их выращиванием уже долгие годы.

Но можете ли вы себе представить дерево выращенное в форме человека? Или причудливой формы клетку будто вылепленную из стволов живых деревьев? Или садовый шезлонг, который нельзя переместить с места на место, потому что он растёт на вашей грядке?

Всё это не чудеса природы, но плод человеческой фантазии и долгого кропотливого труда, имеющие название арбоскульптура.

Что такое арбоскульптура?

Само слово арбоскульптура происходит от латинского «arbour», что в переводе на русский означает дерево. Это сложная техника формирования стволов деревьев таким образом, чтобы они на протяжении своего развития принимали необходимую, задуманную форму. Многие считают арбоскульптуру одним из видов искусствуа бонсай или топиарного искусства. Это распространённая ошибка. Топиары создаются при помощи стрижки листьев и ветвей деревьев или кустарников, арбоскульптура же формируется из стволов. Что касается искусства бонсай, то у обоих произведений садового искусства, несомненно, есть общие черты. Однако, если деревце бонсай несмотря на свой крошечный размер обязано сохранить полное сходство с деревом и выглядеть максимально естественно, то назначение арбоскульптуры — ошеломлять своим нарочито неестественным видом.

История происхождения арбоскульптуры

Зарождение арбоскульптуры приходится на начало двадцатого века. В 1919 году простой американский фермер Аксель Эрландсон вырастил на своём участке две сикоморы, которые переплёл между собой. После того как его эксперимент завершился, успешно вызвав немало удивления со стороны соседей, Эрландсон решил попробовать соединить четыре дерева, но не как в первом случае просто перевить их друг с другом, а придав им гораздо более сложную форму. Для начала, он высадил деревья таким образом, что они смогли расти навстречу друг другу параллельно земле, после того как верхушки стволов сблизились он объединил их и отпустил расти вверх. Своей второй скульптуре Аксель дал имя «Четырехножка».

Через некоторое время ферма Эрландсона приобрела популярность во всей округе благодаря своим удивительным, ни на что не похожим деревьям. Он полностью посвящал всё свое время новым и новым произведениям, совершенно забросив все остальные дела фермы.

В течение сорока лет он занимался созиданием своих неповторимых деревьев. Поначалу, всё его окружение, да и он сам считали это просто оригинальным увлечением, но именно это занятие прославило его имя на весь мир и полностью изменило его жизнь. Как только мастер осознал, что людей завораживают его творения и они готовы платить только за то, чтобы на это посмотреть, он перебрался в Калифорнию, где открыл «Древесный цирк». О новом диковинном зрелище писали все газеты, поток туристов не иссякал возле дверей цирка. Аксель никому не открывал секретов своего мастерства. На все вопросы журналистов о том, каким образом он создал свои шедевры, фермер отвечал: «Просто я прошу деревья об этом».

После смерти великого Эрландсона «Древесный цирк» постоянно менял хозяев и едва не был разрушен. Спасением оказалась покупка цирка одним из поклонников творчества Акселя. Сегодня «древесный цирк» расположен в городе Гилрой и носит имя этого города. Многие из последователей Эрландсона пытались повторить его успех, но удавалось это далеко не всем. Наиболее знаменитым мастером арбоскульптуры нашего врeмени стал Ричард Римc. Именно Римс дал имя деревянным статуям назвав их арбоскульптура. По заверениям самого мастера, он не изобретал ничего нового и пользуется в работе теми же методами что и Эрландсон. Но его скульптуры имеют гораздо более фантастический и оригинальный вид.

Когда его спрашивают, что вдохновляет его на создание древесных шедевров, он отвечает, что всего лишь создаёт своими руками мир, в котором сам хотел бы жить.

Поктре

Одной из наиболее известных разновидностей арбоскульптуры является создание «живой» мебели искусство Pooktre.

Основателем этого направления стал Питер Корр. В 1987 году он представил общественности своё первое «живое» кресло. Наиболее известными работами, популярными и в наши дни, стали «живые зеркала» Корра. Скульптура из двух деревьев выращенная таким образом, что у основания стволы переплетены друг с другом, а на верхушке расходятся в разные стороны образуя круг или овал, в который позже помещают стекло.

В отличие от Акселя Эрландсона, Питер экспериментировал не с сикоморами, а с садовыми сливами позже многие из его работ были выполнены из черёмухи.

Именно благодаря Корру Pooktre стало наиболее креативным направлением ландшафтной индустрии. Однако, у этого искусства не слишком много поклонников. Всё дело в сроках изготовления живого интерьера. Например, на создание одного предмета мебели уходит от 6 до 8 лет. Для самых нетерпеливых создаются подобия поктре, выполненные искусственно, зачастую даже не из деревьев, а из их корней, которые гораздо более гибкие.

Техника построения арбоскульптуры.

Сложность построения подобной скульптуры заключается в том, что мастеру необходимо срастить между собой стволы и ветви различных деревьев поддерживая заданную форму в течение их роста.

Для начала необходимо очистить ствол и ветви дерева от коры так же, как это делают перед прививкой. А после части деревьев, которым нужно придать желаемую форму, присоединяют друг к другу и связывают. В этом зафиксированном положении дерево должно простоять не меньше года, а то и двух лет. Это во многом зависит от сложности заданной формы и желаемого результата. Когда вы поймёте, что ваша арбоскульптура может самостоятельно держать форму, обвязку можно снимать.

Наибольшее значение в этом процессе уделяется подрезанию молодых веток. Специалисты делают различие между «подрезкой» и «вырезкой». Так, подрезкой они называют стандартное уменьшение длины ветви, а вырезкой — удаление до основания побеги выросшие по обеим сторонам скульптуры. Подрезка помогает изменить направление роста веток, а вырезка нужна для того, чтобы освободить ствол дерева от лишних ветвей меняющих общий рисунок композиции, освобождая таким образом свободное место для новых стеблей.

Однако, арбоскульптура включает в себя не только сплетение ветвей и стволов, но ещё и придание формы корням дерева. Встречаются деревья с внешней корневой системой. В этом случае основной массив корней находится на поверхности земли, а не под ней. С корнями гораздо более удобно работать, благодаря их природной гибкости и пластичности и они достаточно быстро привыкают держать форму.

К сожалению, именно поэтому арбоскульптура никогда не будет популярна в нашей стране. Климатические условия в России таковы, что деревья с открытой корневой системой не смогут пережить наши морозные зимы.

Изготавливаем арбоскульптуру

Желаете свой дом окружить живыми деревьями? Это не только обыкновенный шалаш из веток, а полноценный дом, который растет из года в год. Как у жителей Земли Пандора из кинокартины под названием «Аватар». Думаете, очень смелая задумка? Напрасно. Арбоскульптуры, либо искусство формирования фигур из живых деревьев, дает возможность вырастить на даче геометрические композиции и целые строения.

История арбоскульптур

Применять живую растительность для создания фигур и целых композиций люди стали очень давно. Прежде в основном это были мосты. К примеру, на территории Индии по сегодняшний день возводят, а вернее, сажают мосты из отростков корневых систем каучуковых деревьев. Всего лишь ожидают, когда отросток вырастет до противоположного берега и потом укореняют его в грунт: примерно за 12 лет может быть построен живой мост. На территории Японии по такому же принципу в ранние времена возводили подвесные мосты, которые изготовляли из виноградной лозы. Укоренившиеся отростки переплетали друг с другом.

Читайте также:  Как сделать пугало для дачи своими руками

Однако такой метод является лишь утилитарным способом. И лишь в XX столетии возведение фигурок из деревьев стало искусством. Арбоскульптуры обязаны своим возникновением Акселю Эрландсону, который был фермером из США. Он впервые создал живую скульптуру в виде спирали из двух сикомор и необыкновенную «четырехножку», которые соединены с помощью деревьев. Потом было огромное количество иных скульптур, а также Древесный цирк, у которого название говорит само за себя.

Далее его последователем стал Ричард Римс, который и дал название фигурам из живой растительности, отныне они стали именоваться арбоскульптурами. А еще два последователя этого искусства, Питер Кук и Бэком Нортем, стали изготавливать из деревьев живую мебель и называть это искусство Pooktre. В большинстве случаев данное словосочетание применяется в качестве синонима арбоскульптуры. Они применяют не сикомору, а сливу с садового участка. Работами мастеров на приусадебных участках стали кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые ни в коем случае невозможно двигать со своего места – они растут и надежно прикреплены корнями к грунту.

Сорта деревьев для работ

Единственным недостатком уникальной скульптуры является период ее изготовления. К примеру, кресло можно получить в течение 7 лет.

Изготовление арбоскульптур

Как уже стало понятно, дизайнер, создающий арбоскульптуру, начинает работать со стволами и веточками. В отличие от арбоскульптур, топиарий является искусством фигурной стрижки деревьев или кустарников. Различные сорта деревьев можно скручивать в рогалики.

Рассмотрим, как изготовить такую арбоскульптуру своими руками:

  1. Главными работами по ее изготовлению является закрепление веточек на каркас для того, чтобы придать необходимую форму и срастить ствол и ветки различных деревьев.
  2. Придавать стволам определенную форму можно по принципу создания плодовых деревьев на шпалерах. Лишь разница в том, что шпалеры в основном плоской формы, а каркас для них можно делать любым. И не только с помощью деревьев, но и металла. К примеру, какой-то мебели.
  3. Для формирования арбоскульптуры нужно установить каркас, в центральной части высаживаем однолетние саженцы на карликовом подвое.
  4. Затем уже дело техники. То есть, грамотная ежегодная обрезка побегов и подкормка растений. Подобные растения в основном являются слабее сородичей, которые живут в естественных условиях. Через несколько лет каркас можно убрать. По такому же принципу из 4 саженцев можно получить спираль. Лишь разница в том, что каркас должен иметь цилиндрическую форму, которая установлена на 4 стойках.
  5. Более трудной задачей является сращивание стволов различных сортов деревьев. Тут применяется метод прививки. Стволы нужно очистить от коры и скрепить друг с другом с помощью обвязочного материала. Если есть необходимость, то их сразу можно крепить на каркас и оставить в таком состоянии на несколько лет до того момента, пока не окрепнут и не смогут сами держать форму.

На сегодняшний день большинство дизайнеров предлагает создавать арбоскульптуры на основании каркасов из особого биопластика. А как «подопытное» дерево можно применять быстрорастущие сорта ивы, которые могут в течение нескольких лет дорасти до двух метров. Это практически может решить основную проблему арбоскульптур – очень продолжительный период получения результата. И, по словам создателей проекта под названием ATREE, которое переводится как дерево, дизайн подобным деревьям можно придавать различной формы – к примеру, круг и многое другое. Еще одним красивым проектом является «Более добрый лес: живая детская площадка», над которой работали дизайнеры компании TreeNovation. Эта постройка отличается экологичностью и красотой. Хотя, пока она всего лишь в проекте.

Арбоархитектуры живых домов

Создавать большие дома из живых различных сортов деревьев является на сегодняшний день отличной идеей, которая привлекает многочисленных дизайнеров. Еще не дома, однако, шатры, коридоры из зелени, стеллы, которые созданы по методу арбоархитектуры, на сегодняшний день уже очень часто возводятся на европейской территории. А почему нет – разрешения на возведение не нужно, обходятся такие постройки дешево. К примеру, что-то наподобие таких шатров из ивы можно построить и на собственном садовом участке. Саженцы нужно закрепить на специальный каркас либо форму – выбор зависит от ваших предпочтений. Вы можете обойтись без какой-то прививки – побеги можно всего лишь переплести друг с другом.

Создание живых домов

На сегодняшний день арбоархитектура нашла свое выражение в проектах настоящих домов и даже же соборов. Их уже воплощают в жизнь. К примеру, в популярном на весь свет соборе из живых деревьев, который был создан одним художником из Италии Джулиано Маури в Бергамо. В качестве основы конструкции этого собора использованы 42 живые колонны – это деревья, которые закреплены на каркасе из дерева. В качестве каркаса сегодня многие берут металл или керамические колонки и многое другое. Со временем деревья создают арки с перекладинами и потребность в каркасе может отпасть. В то время, пока собор начинает «расти», каркас необходим.

Еще одним ярким примером является виртуозная прививка, которую сделал известный немецкий архитектор. Он построил живую башню из такого сорта деревьев, как ива. Она в рост достигает около 9 метров. Для возведения этой башни архитектор использовал около 200 семян, которые привиты один к другому, таким образом, можно создать переплетение на каркасах из металла. По мнению архитекторов, через несколько лет башня будет сама стоять и без каркаса. На сегодняшний день есть много иных архитекторов, которые занимаются строительством живых дворцов. В основном в качестве материала для таких построек они используют иву. Потому что это дерево самое простое и наиболее пригодное для такого типа построек.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что хотя это искусство новое, но изо дня в день оно приобретает все большую популярность и востребованность среди населения. Сегодня уже многие дачники прибегают к этому виду искусства и украшают свои приусадебные участки скульптурами из деревьев, которые служат изгородью и беседкой в саду.

Вы это видели? Арбоскульптура – это шик или шок?

Арбоскульптура – это оригинальный способ выращивания деревьев в виде декоративных причудливых форм. Удивительные “живые” композиции можно воссоздать на дачном участке.

Неутолимая тяга людей ко всему необычному присуща многим. Именно она лежит в основе арбоскульптуры – искусства создания причудливых силуэтов, форм, очертаний, воплощенных в живых деревьях. Это направление ставит целью придать стволу и ветвям неестественную, заранее продуманную, форму. В результате дерево приобретает очертания фигур людей, предметов мебели, пространственных геометрических объектов или замысловатого орнамента. Для создания арбоскульптуры потребуется немало времени и усилий. Чтобы придать деревьям причудливую форму, необходимо формировать рост ветвей, целенаправленно обрезать лишнее, искривлять ствол и, при необходимости, делать прививки.

Как создать арбоскульптуру на участке?

Композицию из дерева, выращенного необычным способом, можно создать на дачном участке. Простейший образец арбоскульптуры − дерево, изогнутое зигзагом. Для эксперимента на дачном участке потребуется:

  • приобрести саженец с неодревесневшим (гибким) стволом;
  • посадить деревце под определенным углом (до 30 градусов);
  • найти наиболее гибкое место ствола, согнуть его в этой точке (или в двух);
  • обрезать все ветви ниже точки сгиба (без пеньков);
  • сконструировать крестовидную опору из бамбуковых реек, чуть выше саженца;
  • привязать саженец к одной из реек в точке сгиба ствола и выше. Остаток верхушки отогнуть в другую сторону, привязав ко второй рейке.

Изгибать стволы рекомендуют весной, в период активного сокодвижения. В другую пору недостаточно гибкий саженец может треснуть при попытке наклона.

Экспериментировать можно не с одним экземпляром, а объединять в единый ансамбль несколько деревьев. Для создания сложной композиции выбирают каркас заранее намеченной формы (например, цилиндр). Материалом для него служат деревянные рейки или металл.

У основания цилиндрического каркаса (в 4-х точках) осенью высаживают деревца (желательно однолетние саженцы). Ранней весной полностью срезают их верхушки, оставляя около 30 см. На каркасе закрепляют ветви, придавая им необходимую форму. Далее сращивают стволы и ветви нескольких деревьев.

Создание изогнутых форм напоминает формирование фруктовых деревьев, закрепленных на шпалере. При сращивании разных стволов используют прививочный способ. Для этого древесину двух деревьев аккуратно очищают от коры, прикладывают стволы друг к другу и крепко обвязывают. После обвязанные стволы крепят к каркасу. Нарастив корни (2-3 года), деревья причудливой формы смогут самостоятельно держать форму.

Растения для арбоскульптуры

Для создания арбоскульптур рекомендуют древесные породы, не ломающиеся при сгибе, и приспособленные к местному климату. Скульптурные шедевры получатся из клена, липы, рябины, березы, черемухи. Самым удобным вариантом являются эксперименты с ивой или мелкоплодовой сливой. Они прекрасно растут, не требуя особого ухода, отличаются высокой приживаемостью. Неплохо переносят скульптурную формовку многие плодовые – яблони, вишни, алыча.

Современные арбоскульптуры – инновационные решения

Дизайнеры предлагают формировать живые композиции на каркасе из новейшего материала – биопластика, а за основу брать быстрорастущие деревья, например, ивы. Это позволит избежать длительного срока получения результата. Данное направление получило немалое распространение в Европе, где в парках и частных садах по принципу арбоскульптуры строят зеленые коридоры, тоннели, шатры.

Ссылка на основную публикацию